Обмен учебными материалами


ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ



Общие черты:

1. Время возникновения – «осевое время» (по К.Ясперсу) – с середины 1 тыс. до н.э.

Конфуций (551-479) – в Китае – основатель конфуцианства: требование соблюдения традиций, исполнения ритуалов, почитания старших, исполнения долга перед обществом и государством.

Лао-цзы (р. 604-?) - в Китае – основатель даосизма – Дао (путь) – принцип недеяния, уход от житейской суеты, социальных оков.

Упанишады («сидение около наставника») (8-6 вв. до н.э.) – в Индии – священная книга брахманизма: учение о перерождении душ (сансара) и карме, т.е. судьбе человека, которая представляет собой груз поступков совершенных в предшествующих жизнях и которую можно облегчить или утяжелить и этим перейти в новом перерождении в более или менее благоприятное состояние.

Будда (Сиддхартха Гаутама Шакьямуни) (623-544) - в Индии - основатель буддизма – учение о мире как страдании и необходимости спасения путем преодоления всех земных желаний, достижения тем самым просветления и нирваны (ничто, пустота).

Заратустра (6 в. до н.э.) – в Иране – основатель зороастризма (Авеста – священная книга) – учение о мире как борьбе двух начал (дуализм), представленных двумя главными божествами (Ахура-Мазда/Ангра-Майнью), возможности человека выбирать между этими началами и посмертном существовании в зависимости от выбора в аду и раю.

Моисей (даже не имя, а еврейское слово, обозначающее «дитя») – основатель иудаизма (Ветхий завет – 10 заповедей: не почитая бога, кроме Яхве; не сотвори себе кумира; не произноси имя бога всуе; почитаю субботу; почитай отца и мать; не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; не желай зла ближнему) – одна из первых монотеистических религий: учение о евреях как избранном народе, которому Бог посылает испытания на прочность веры и который получит за это воздание в виде царства на земле – нач. 1 тыс. до н.э.

Христианство (1-2 вв. н.э.) – как учение о спасение и роли И.Христа (ум. 33 г.).

Платон (427-347) – Греция (Афины) – основатель философии. Аристотель (384-322) – Македония (г. Стагира). Мыслители, перевернувшие представления о постижении человеком мира. Здравый смысл считает, что человек сначала накапливает опыт с помощью чувств, а потом его обобщает с помощью разума. Они настаивали, что человеческое постижение мира уже предопределено идеями. Идеи первичны, а опыт вторичен.

Мухаммад (570-632) – Аравийский полуостров – основатель ислама.

Эпоха возникновения – возникновение и развитие цивилизаций. Цивилизации – общества со сложной социальной организацией (возникновение городской жизни, возникновение государства, отделение умственного труда от физического, возникновение социального неравенства) и динамичностью жизни (изменения, события).

Цивилизации приходят на смену архаическим (первобытным) обществам. Основное мировоззрение архаических обществ – мифологическое. Мифы – рассказы о деяниях предков, прародителей (как правило, животные), которые сотворили в мире порядок в виде создания орудий правил охоты, рыбалки, скотоводства, земледелия, правил коммуникации, обычаев, обрядов и ритуалов. Для потомков они являются архетипами, т.е. перводействиями и образцами для подражания, поэтому задача потомков – копировать все действия предков, не создавать ничего нового и тем самым поддерживать порядок в мире (космосе). Такое мировоззрение могло эффективно действовать только в небольших коллективах, где не происходило никаких изменений.

Естественно, что возникновение цивилизаций породило такие проблемы, на которые мифологическое мировоззрение не могло дать ответы (как реагировать на изменения, как взаимодействовать с людьми других культур, как относиться к росту социального неравенства, как относиться к государству) и поэтому воспринимало жизнь в таких цивилизациях как бессмысленное страдание. (Пример крестьян, которые попадают в города, где другой ритм жизни, где профессии таковы (бизнес), где родственники оказываются не поддержкой, а наоборот, угрозой и т.д.).

Загрузка...

2. Общая задача религий и философий – сформировать психологическую и интеллектуальную готовность к актуальным и потенциальным изменениям, сложности и многообразию мира, идейно адаптировать (приспособить) к такому образу жизни и даже превратить его в ценность.

Пример религии: все люди равны, потому что они созданы одним Творцом в противовес делению на своих и чужих в первобытных обществах и поэтому должны относиться друг к другу по принципу любви. Страдание следует воспринимать как испытание и надеяться на вознаграждение в будущем.

Религия и философия подвергают критической рефлексии повседневный опыт человека с целью установить его границы и возможности, а в первую очередь, негативные черты, не эффективные для жизни в цивилизации.

Это, с одной стороны, догматичность и эгоцентризм. Догматичность – убеждение, что существующие знания и ценности никогда не изменятся и будут верны всегда, везде и для всех. Эгоцентризм – убеждение, что все люди воспринимают мир так же, как и Я, т.е. проекция своих представлений на всех остальных, что все люди во все времена и везде одинаковы. Это абсолютизация стабильности и неизменности жизни.

С другой стороны, это скептицизм и агностицизм. Скептицизм – сомнение в любой степени достоверности любых знаний и ценностей. Агностицизм - отрицание любой степени достоверности любых знаний и ценностей. Это абсолютизация изменчивости жизни.

Таким образом, ограниченность обыденного опыта заключается в отсутствии меры, т.е. впадении в крайности оптимизма или пессимизма или преобладании состояний чувств над разумом. Отсутствие меры обусловлено отсутствием такой картины мира, которая предоставила бы более широкий горизонт (расширить пространство и время) восприятия мира, выходящий за пределы чувственного опыта, и тем самым дала бы с его позиций приемлемое истолкование жизненных ситуаций. Например, воспринимать настоящее с позиций прошлого или будущего, а не только с настоящего, или уметь воспринимать ситуации с разных позиций, уметь вставать на разные точки зрения.

Различия:

1. Для религии определяющей способностью человека является вера, для философии – разум, поэтому все свои основные положения философия стремится выдвигать путем рассуждений и доказывать их. Философ в отличие от пророка, не получает свои истины в готовом виде, а стремится приобрести их собственными усилиями.

В основе построения философии лежит принцип рациональности, т.е. умения применять правила рассуждения и доказательности, ставить цели и выбирать средства их достижения на основе критерия эффективности (максимума результатов при минимуме затрат).

Поэтому точки зрения религии, там, где разум не может ответить на вопросы, там он должен уступить место вере. С точки зрения философии, если разум не может ответить на вопросы, значит эти вопросы не имеют смысла (где нечего сказать, там следует молчать – Л. Витгенштейн).

2. Место возникновения философии. Это Греция 6-5 вв. до н.э. В средние века философия была служанкой богословия, т.е. занималась поиском доказательств бытия Бога или толкованием священных текстов. Расцвет философии в Западной Европе с 17 в. – философия становится автономной и с этого периода лежит в основе мировоззрения индустриального общества.

Философы, идеи которых определили пути познания, ценности и практику современных обществ.Платон (427-347) – Греция (Афины) – основатель философии. Аристотель (384-322) – Македония (г. Стагира).

Ф.Бэкон (1561-1626) и Т.Гоббс (1588-1679) – Англия – создатели философского направления сенсуализма: чувственный опыт как основной источник достоверного знания. Гоббс – творец теории общественного договора.

Р.Декарт (1596-1650) – Франция – основатель философского направления рационализма: разум как основной источник достоверного знания.

Д.Юм (1711-1776) – Англия – создатели философского направления агностицизма.

И.Кант (1724-1804) – Германия – мыслитель, совершивший «коперниканский переворот». Он показал, что проблема скепсиса – это неправильная оценка своего знания: человеческое познание не отражает, а конструирует реальность, и выявил принципы, посредством которых мир конструируется человеком.

Владимир Соловьев (1853-1900) – Россия – создатель русской религиозной философии.

3. Условия возникновения философии.

А) Возникновение социальных (городских) групп – торговцы, ремесленники, интеллигенция – бытие которых зависело от их собственных усилий. Это создавало возможность мыслить.

Б) Особенности социальной жизни – постоянное возникновение нестандартных ситуаций, которые приобретали социальную значимость, что заставляло искать не готовые ответы, а разрабатывать методы решения актуальных и потенциальных задач (Мореплавание как ситуация порождения творческих решений). Это создавало необходимость мыслить.

В) Особый политический строй – республики, построенные на принципах демократии, где решения принимаются собранием граждан (люди сами определяют свою судьбу). Поэтому основной задачей при принятии решений становится не принуждение, а убеждение или рассуждение. Это толкало к развитию таких дисциплин, как логика (правила рассуждения) и риторика (правила убеждения). Это создавало право мыслить.

Вот почему в обществах, где существовало отрицательное отношение к новизне, где преобладала сельская жизнь, где власть существовала в облике монархии или деспотии, там преобладала религия, причем для низших социальных групп – религия спасения. Недаром ораторское искусство расцветало в республиках и угасало в монархиях.

4. Основные принципы философии.

А) Философия приходит к отрицанию трансцендентного мира, потому что считает разум единственной силой человека, а разум может постигать только имманентный мир. Разум не может ни доказать, ни опровергнуть существование сверхъестественного мира.

Б) С точки зрения философии все основные цели человека могут лежать только внутри имманентного мира. Философия отрицает идею спасения или перехода в сверхъестественный мир.

В) Если все основные цели человека могут лежать только внутри имманентного мира, то основным инструментом человека является рост знаний. Философия обосновывает ценность науки.

Г) Философия выдвигает идею свободы как определяющей характеристики человеческого бытия. Возможность свободы вытекает из невозможности абсолютного знания.

5) Особенности философской рефлексии.

а) Если опираться на разум, то при анализе познания мира философия предлагает разделять вопросы осмысленные, т.е. предполагающие истинные или ложные ответы, и бессмысленные, хотя внешне и глубокомысленные. Это вопросы, которые задаются по поводу объектов, которые с точки зрения разума не существуют или на которые не доказуемы или неопровержимы средствами разума. Например, существует ли БОГ, конечен мир или бесконечен, человек зол или добр. Поэтому философия требует начинать с постановки осмысленных вопросов и прежде чем давать ответы, подвергнуть анализу характер вопросов. Прежде чем изучать, что есть мир, следует посмотреть, какой мир по силам человеку, что под этим словом понимают люди.

б) Возможность поставить правильные (осмысленные) вопросы и получить приемлемые ответы будет вытекать из осознания специфики человеческого существования. Разум человеческий способен познавать только конечные объекты, т.е. ограниченные пространством и временем. Разум не способен на постижение абсолютных истин, т.е. на приобретение знания, которое никогда не изменится.

в) Если вопросы, бессмысленные с точки зрения разума, задаются, то философия требует искать не ответы, а причины, которые побуждают такие вопросы задавать. Причина в том, что люди стремятся получить абсолютную истину или выстраивают в процессе познания картину мира, забывают, что это картина, принимают ее за реальность и с этой искаженной позиции начинают задавать вопросы и искать ответы. Но действительность может измениться, и уже будут отсутствовать объекты, которые задавались этой картиной мира. Пример со строительством коммунизма. Он опирался на представление, что существует в мире (природе и истории) цель. Относительно этой цели ставились задачи. Но дело в том, что философская рефлексия показывает, что человеку не по силам определять, есть ли в мире цель или нет. А значит, если такая цель поставлена, значит просто люди принимают за реальность свои собственные представления. Иначе говоря, философия требует предварительно или периодически подвергать рефлексии (существует ли она?) существование объектов, по поводу которых задаются вопросы, или картину мира, с позиций которой задаются вопросы. Например, тезис, что надо поддерживать с/х, задается по поводу объекта, который не существует в таком виде (поэтому это бессмысленный вопрос), а существует в виде частных фермерских хозяйств, кооперативов, госпредприятий, поэтому вопрос должен ставиться, что именно поддерживать.


Последнее изменение этой страницы: 2018-09-12;


weddingpedia.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная